Почему «мусорная» проблема кладбищ нерешаема?
С приходом теплой погоды пензенцы все чаще стали жаловаться на неприглядное состояние кладбищ. Почти все они завалены мусором. Но критика горожан и требование чиновников мэрии навести порядок ни к чему не приводят. Сделать это, оказывается, непросто.
В последний путь — через помойку
Недавно, после дождя, у въезда на Восточное кладбище образовались огромные лужи. Пользователи соцсетей предположили, что на погосте отсутствует дренажная система. Другие пензенцы пожаловались на никудышную дорогу, ведущую к старой части погоста.
«Она идет через лес и какие-то болота. Дорога не просто разбита, она, можно сказать, отсутствует!», - жалуются горожане.
Но больше всего людей возмущает не состояние дороги, а горы мусора вдоль нее. Последний путь усопших в этой части кладбища проходит... по помойке.
На днях и глава региона раскритиковал состояние пензенских кладбищ.
«Мне не нравится организация работы – всего, что связано с похоронной составляющей в городе Пензе и области. Но самое главное, что это не нравится людям. Давайте наводить порядок, - предложил он. - Пока не вижу никаких системных движений в этом направлении, а жалобы от людей идут. Население не интересует чей-то бизнес, а интересует, чтобы были в нормальном состоянии места захоронения их родных и близких».
«НП» решила разобраться, почему с такой натяжкой идет уборка погостов.
Если говорить о ритуальном бизнесе, то таких компаний в Пензе не мало. У многих из них по нескольку офисов. Даже по приблизительным подсчетам адресов, по которым готовы оказать ритуальные услуги, в областном центре не менее сорока. Частные компании хоронят усопших, обустраивают могилы, ставят памятники. Вот только ни одна из этих фирм не убирает мусор. А зачем? Есть ведь МУП «Спецбюро», которое обязано этим заниматься. А задача частных ритуальщиков — делать деньги, но не наводить порядок!
«Мусорная» проблема усугубляется тем, что желающих работать уборщиками в МУП «Спецбюро» - днем с огнем не найти. Тех, кто еще не уволился, администрация МУПа холит и лелеет. Однако зарплату прибавить не может, ведь организация муниципальная. А потому работники здесь получают «минималку» — 12 тысяч 800 рублей в месяц.
«У нас сотрудники разного возраста, тем, кто трудится на Мироносицком и митрофаньевском кладбищах – в основном за 60 лет. Новозападное кладбище убирают семь человек, Восточное — шесть, Мироносицкое — пять, а на Митрофаньевском кладбище уборкой занимаются два человека», - перечисляет и.о. директора МУП «Спецбюро» Александр Царев.
Кто не любит убираться?
Конечно, убрать, например, Восточное кладбище, площадью более 100 гектаров силами шести человек не так-то просто.
«На каждом кладбище уборка проводится ежедневно. Но вы представьте реальную картину, например, на Восточном кладбище более 300 тысяч захоронений. Если могилы своих близких посетит за день хотя бы 30 процентов людей, то это уже - 100 тысяч человек! И немалая часть из них оставляет после себя мусор. При этом контейнеры стоят пустые! Конечно, в дни активных посещений мы нанимаем дополнительную технику и людей у частных компаний», - говорит директор.
Своя машина на Восточном кладбище тоже имеется - трактор с прицепом, на котором и вывозится мусор. Новозападное — чуть побогаче, здесь есть ЗИЛ и трактор. Вообще на балансе МУПа техники, по словам администрации, хватает: 2 самосвала, 2 экскаватора и 5 тракторов. Правда все машины, давно морально и физически устарели - им не менее 20 лет.
«В дни, когда идет большой наплыв посетителей, мы дополнительно нанимаем самосвалы, автопогрузчики, тракторы, - поясняет директор. - После Радоницы, для вывоза мусора тоже нанимали самосвалы. Они сделали 18 рейсов, во время каждого вывозили по 12 кубв. Все, что оговорено в контракте с Департаментом ЖКХ мы выполняем. Если в месяц заложен вывоз 100 кубов мусора, то именно такой объем мы и вывозим. При нехватке выделенных седств – вкладываем свои, заработанные коммерческой деятельностью».
Если говорить о посетителях кладбищ, то они делятся на две категории, прибавляющие работы уборщикам. Первая — те, кто не любит носить мусор в специально отведенный для этого контейнер. Вторая — работники частных ритуальных компаний.
«Машины этих фирм приезжают каждый день. Бывает по 3-5 машин, а бывает и по 15 за день! - говорит Александр Федорович. - Конечно, один охранник за всеми не уследит. Частники клятвенно заверяют, что все после себя уберут. Но на деле оказывается все с точностью до наоборот».
По словам сотрудников кладбищ, частники, не стесняясь пилят «болгарками» бетонные блоки, располагаясь прямо на дорожках, мастерят все, что нужно, не оглядываясь по сторонам. Пыль и грязь летят на соседние могилы и памятники. Остаются картонные упаковки и пластик...
«Потом приходят родственники и жалуются, что на могилах их близких развели такую грязь», - вздыхают уборщики.
Списанные, но не забытые
В областном центре пять кладбищ, кроме перечисленных есть еще Ахунское. А если вспомнить вообще обо всех, то есть еще два: русско-польское и татаро-еврейское. Но на их содержание деньги из бюджета не выделяются – по закону кладбища такого «возраста» считаются недействующими. Правда пензенцы, навещающие там могилы своих друзей и близких, с таким «приговором» не согласны.
Кстати, на прошлой неделе аналогичное мнение озвучил и глава региона Олег Мельниченко. Он обратил особое внимание на необходимость достойного содержания старых мест захоронения, таких как Мироносицкое и Митрофановское кладбища. Пока они сильно замусорены.
В МУП «Спецбюоро», согласны, что такая проблема есть. «Митрофановское кладбище было открыто в 1860 году, сейчас там разрешены только родственные захоронения, - уточняет Александр Царев. – У этого кладбища такая же проблема, что и у Мироносицкого — большие старые деревья. При сильном ветре может повалиться до 100 деревьев. Но уборка такого количества деревьев не заложена в контракте, соответственно и средств на это не выделено».
Кстати, о средствах. Деньги на содержание кладбищ МУП «Спецбюро» нередко получает через аукцион, который организует Департамент ЖКХ Пензы. Например, на ближайшие 2 месяца (апрель-май) предполагалось потратить на эту статью расходов - 3 млн. 240 тысяч рублей. Однако во время торгов, в которых участвовали и частные компании, предлагающие свои услуги, цена была снижена до 2 млн. 200 тысяч рублей.
«Этих денег нам хватает впритык, мы срабатываем в ноль», - уточняет директор.
Еще одна грустная и убыточная статья расходов для МУПа — захоронения невостребованных трупов. Каждые 2-3 месяца в «Спецбюро» поступает порядка 50-60 таких усопших. Это не только лица без определенного места жительства, но и старики, «забытые» родственниками в больницах и домах престарелых, умершие при родах младенцы, которых отказались забирать родители...
«На эту статью расходов тоже выделяются деньги из бюджета, но они не покрывают реальных расходов», - уточняет наш собеседник.
Наталья Небучинова