Почему одни люди становятся мошенниками, а другие – их жертвами?
О психологии обмана и доверчивости рассказывает доцент кафедры «Педагогика и психология» ПГУ Ольга Логинова.
Недолюбленные дети
Считается, что люди, склонные к противоправным действиям, как правило, имеют давние психологические травмы. Обычно они родом из детства.
«Есть такое понятие – «эмоциональное отвержение». Дети, которым мало доверяли, которые не были востребованы в семье, в терминологии психолога Адлера, называются «недолюбленные», – объясняет Ольга Логинова.
Если говорить конкретно о мошенниках, то они в большинстве своем жаждут привлекать к себе внимание, а также предпочитают добиваться всего легким путем, без усилий.
Эти особенности тоже могут иметь основу в ранних годах жизни. Ведь дети нередко начинают проявлять склонность к обману из-за нехватки внимания. А если родители, напротив, чрезмерно ограждают своих чад, те стараются «выбить» себе свободу, вырваться в приемлемую среду. С этой целью они проявляют чудеса сообразительности, придумывая, как обмануть родителей, как добиться от них чего-то.
Очень многое зависит и от социального окружения.
Ольга Логинова: «Когда ребенок не получает доказательств своей нужности в семье, он начинает самоутверждаться в других группах. И то, куда он попадет, во многом определит его судьбу».
Интеллект как оружие
Психологический портрет преступника меняется со временем.
Ольга Логинова отмечает: «Если смотреть научные труды прошлых годов, то там сказано, что мошенники – это малообразованные люди. Они невоспитанные, грубые, агрессивные. Но современный мошенник, учитывая его связь с технологиями и искусственным интеллектом, его владение психотехниками, имеет неплохой интеллект».
В основе мотивации «профессионального обманщика» – быстрое обогащение и удовольствие от выброса адреналина.
Иногда мошенник воспринимает свою деятельность как соревнование, пытаясь доказать, насколько он умнее системы, совершеннее сотрудников правоохранительных органов. Он демонстрирует свой интеллект, доказывает себе и другим собственное хитроумие.
Добропорядочные и тревожные
У людей, которые часто становятся жертвами мошенников, тоже есть свои характерные черты – это добропорядочность и воспитанность.
Ольга Логинова комментирует: «Им неловко просто повесить трубку, сказать, что не интересно все это слушать. Они боятся показаться недобропорядочными, недобросовестными».
Вторая черта типичной жертвы мошенника – отсутствие опыта владения технологиями (особенно у пожилых граждан) или житейской мудрости (характерно для детей).
И, конечно же, в зоне риска находятся люди тревожного типа, особенно если они обладают высоким уровнем социальной ответственности за своих близких.
Ольга Логинова поясняет: «Интересно, что в 90-е годы жертвами мошенников обычно были те, кто жаждал обогатиться. Сейчас это люди, которые боятся что-то потерять (ты не хочешь, чтобы у тебя со счета сняли деньги, чтобы что-то плохое случилось с твоими близкими)».
Эмоциональный контроль
Для дистанционного мошенничества преступники нередко применяют продвинутые психологические методы. К примеру, грамотно используя нейролингвистическое программирование, можно всего за несколько секунд подстроиться под конкретного человека – под его темп речи, интонацию. И жертва сразу же начнет воспринимать мошенника как личность, которой можно доверять.
«Обманщик обычно говорит уверенным, спокойным голосом, – добавляет Ольга Логинова. – Речь его очень грамотно выстроена. Интонация и скорость порой подбираются под конкретный регион. В Москве люди говорят быстрее, и мошенник тоже будет говорить быстрее».
В основе большинства манипуляций лежит одна и та же схема: обещание простого и легкого решения на фоне эмоциональной дестабилизации жертвы.
Ольга Логинова: «Когда человек слышит уверенный голос, сообщающий о том, что какие-то проблемы возникли с родственниками или денежными счетами, то первой реакцией будет паника. А дальше мошенник, не давая обработать эту мысль, начинает усугублять ситуацию, говоря о срочности проблемы: «ПРЯМО СЕЙЧАС у вас списываются деньги!» Тут преступнику нужно удержать эмоциональный контроль над жертвой. Для этого он говорит без перерыва, чтобы слушающий его человек не успел задуматься. И когда жертва эмоционально среагирует, предлагает готовое решение».
В ситуации паники человек охотно принимает это предложение как единственный выход из ситуации. Это своеобразная регрессия в детство: ему хочется, чтобы кто-то «взрослый» помог решить проблему. А мошенник в этой ситуации воспринимается как авторитетный, грамотный специалист.
Подсказка
Если в телефонном разговоре с незнакомцем вы слышите такие фразы как – «Я знаю, как», «Я вам помогу», «Вам ничего не придется делать», – то стоит насторожиться. Скорее всего, с вами вступил в разговор мошенник. Он будет произносить короткие, четкие фразы, давать однозначные инструкции.
P.S.Надеемся, что комментарии психолога помогут нашим читателям сориентироваться и обезопасить себя от возможных посягательств телефонных аферистов. Распознав, что с вами говорит мошенник, решительно завершайте разговор.
Очередные жертвы мошеннических схем
БезОПАСНЫЙ СЧЕТ
Очередной жертвой телефонных мошенников стала пенсионерка 1954 года рождения из Пензы. Ей позвонил неизвестный, представился сотрудником банка и стал рассказывать, что мошенники пытаются оформить кредит на имя женщины. Звонившему удалось убедить убедил пенсионерку перевести ее сбережения на «безопасный счёт», якобы чтобы предотвратить незаконные операции. Женщина перечислила 600 тыс. руб., и только потом поняла, что стала жертвой обмана.
«Компенсация»: минус 370 тыс.руб
Мужчина 1947 года рождения купил по объявлению в газете лекарственные препараты. Через несколько дней ему поступил звонок через мессенджер от якобы сотрудницы силовых структур. Собеседница сообщила, что в отношении организации, где мужчина приобрел лекарства, возбуждено уголовное дело, и теперь пенсионеру положена компенсация. В течение недели у потерпевшего, понадеявшегося на обещанное возмещение, под различными предлогами выманили около 370 тыс. руб.
Автор Антон Инюшев
Фото:loon.site
Опубликовано: газета «Наша Пенза» №22 от 04.06.2025