Начало Великой Отечественной войны сложилось для нашей страны трагически. Однако на ряде участков фронта наши командиры успешно противостояли вероломной агрессии и громили фашистов. Среди них – наш земляк генерал-майор Афанасий Лапшов (1893–1943)
Рождение солдата
Крылатая фраза Константина Симонова «солдатами не рождаются» в целом справедлива, но бывают и исключения. Герой нашей публикации, по свидетельству близко знавших его людей, с детства любил военные игры. Причем был не только их инициатором, но и признанным «военным» авторитетом у местной пацанвы, строил ребят по ранжиру, командовал. Словом, армейская жилка проявилась в нем с самых ранних лет.В годы Первой мировой войны он служил в разведке 308-го артиллерийского Чебоксарского полка и трижды был награжден Георгиевским крестом, получил звание старшего унтер-офицера.
После революции вернулся в родную деревню Чемизовку (сегодня село Лапшово Камешкирского района), работал в Кузнецке в земельном комитете. Но началась Гражданская война, и бывший унтер-офицер был мобилизован на Восточный фронт Красной Армии. Служил в частях Тухачевского, воевал в Сибири, а дальше – классическая карьера красного командира.
Нельзя не сказать о том, что Афанасий Васильевич любил и не забывал свою малую родину. Каждый отпуск он непременно приезжал в Чемизовку.
Подполковник Атанасов
Когда началась гражданская война в Испании, он добровольцем отправился воевать в армии законного республиканского правительства страны в составе 12-й интернациональной бригады под именем подполковника Атанасова. Быстро освоил испанский язык, подружился с интернационалистами разных стран, в частности с руководителями болгарских и французских коммунистов.Воевал в горной местности на Пиренеях. Все происходило как в известной песне:
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Но не получилось. Состоявшая из людей разных политических направлений (коммунисты, троцкисты, социал-демократы, социалисты, анархисты, либералы и пр.) республиканская армия, которую раздирали внутренние противоречия, потерпела поражение, и воины-интернационалисты вынуждены были покинуть Испанию. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло: именно в Испании красный командир встретил свою будущую супругу Милагрос Эрреру Фернандес.
В Чонгарском полку
После окончания Высших курсов комсостава пехоты «Выстрел» «испанец» Лапшов получил назначение командовать легендарным 89-м Чонгарским стрелковым полком в Южном военном округе, который особо отличился еще в Гражданскую войну при разгроме частей Колчака, а также Врангеля в Крыму и формирований Махно на Украине.Чонгарский полк, входивший в состав 74-й стрелковой дивизии, дислоцировался в Молдавии и 22 июня 1941 года одним из первых принял удар фашистских войск, несколько суток сдерживая натиск врага, а затем перешел в наступление западнее молдавского города Бельцы. Чонгаровцы не только овладели городом, но и наголову разгромили противостоявшие им румынские части, отбросив их на восемь километров.
Тем временем ситуация на других участках Южного фронта стремительно ухудшалась. Чтобы не оказаться в окружении, 74-я дивизия вынуждена была отступить на восток в направлении города Балты Одесской области. А полку Лапшова приказано было переправиться на правый берег реки Днестр и задержать продвижение противника, не давая ему форсировать реку. Переправляться пришлось на подручных средствах – пустых бочках местного пивоваренного завода. Связав их, бойцы устроили деревянные настилы и ночью переплыли на другой берег, сразу же внезапным ударом атаковав два немецких полка и румынскую дивизию.
Враги не ожидали появления наших частей на правом берегу и сбежали, бросив технику, убитых и раненых. Нашим бойцам удалось захватить в плен двух генералов, которые были доставлены в штаб дивизии.
Впереди на лихом коне
Выполнив боевую задачу, Лапшов приказал полку отступить. В районе Балты чонгаровцы воссоединились с частями 74-й дивизии и заняли позиции вдоль небольшой речушки, впадавшей в реку Южный Буг. Фактически им пришлось прикрывать отступление наших войск. В одном из боев у моста через реку комполка верхом на коне лично командовал действиями бойцов. Вместе со взводом разведки он «по-чапаевски» ворвался в тыл немецких позиций. В стремительной атаке были захвачены расчет пулеметчиков, а также бронемашина и мотоцикл.Конечно, по всем армейским уставам командир полка не должен был участвовать в столь рискованных действиях и подвергать себя смертельному риску. Но Афанасий Васильевич, участник двух войн, неоднократно на собственном опыте убеждался, что в критических ситуациях высшему комсоставу неодходимо проявлять личное мужество. Надо ли говорить, что моральная обстановка в советских частях была на тот момент хуже некуда, ни в коем случае нельзя было допустить панических настроений, вызванных отступлением наших войск и все более ухудшавшейся ситуацией на фронте.
Позади остались Молдавия, Одесса, Николаев, Каховка… И в этой обстановке личный пример командира полка вселял уверенность в бойцов. За это они уважали и любили Лапшова, готовы были выполнить любую задачу. Кроме того, Афанасий Васильевич был из категории тех командиров, которые при случае всегда готовы поговорить по душам с рядовыми бойцами, расспросить об их житье-бытье, узнать, что их волнует и тревожит. Ведь в душе он оставался крестьянским сыном и простым солдатом.
«Мы победим!»
Уважало, ценило Лапшова и командование дивизии, поэтому его полку поручались самые ответственные и сложные боевые задачи. Неоднократно лапшовцы (так стали в дивизии называть бойцов полка), прикрывавшие отход наших частей, оказывались в окружении. Но всякий раз командир, спокойно оценив ситуацию, выводил стрелковые батальоны из кольца, причем практически без потерь. Надо ли говорить, что именно он командовал подразделениями прорыва? А у села Трихаты Николаевской области Лапшов вместе со штабом полка (других подразделений под рукой не оказалось) три дня удерживал переправу через Южный Буг.За успехи в борьбе с врагом в 1941 году полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а самого Лапшова комдив представил к званию Героя Советского Союза. Случай уникальный на начальном этапе войны, поскольку высшими боевыми наградами тогда по понятным причинам, мягко говоря, не разбрасывались. Как отмечалось в представлении на награждение, «Лапшов лично в трудные минуты боя шел впереди батальонов. В тот момент все красноармейцы оживали, и по рядам шел возглас: «Впереди Лапшов! Мы победим!» Под командованием Лапшова было разгромлено несколько полков румынских дивизий и несколько полков и отрядов немецких. Лапшов не знает поражений – полк вместе со штабом попадал в окружение (под Бельцами, Кодымой, Плотью, Балтой), но всегда выходил из окружения, не теряя людского состава и матчасти. Бойцы и командиры – все считали Лапшова народным героем-самородком, чапаевцем».
«Золотая Звезда» была вручена Афанасию Васильевичу весной 1942 года уже на Волховском фронте. К сожалению, летом 1943 года генерал-майор Лапшов погиб, командуя 16-м стрелковым корпусом. Похоронен он в селе Ульяново Калужской области.
Валерий Николаев, фото: сайт Всенародная Книга памяти Пензенской области
Опубликовано: газета "Наша Пенза" №24 от 18.06.2025