Самый первый подземный переход был построен в Пензе еще в начале прошлого века
Проходя по тоннелю, соединяющему территории двух вокзалов – железнодорожного на станции Пенза I и автовокзала, горожане даже не подозревают о том, что сооружен он еще в царские времена, а в наши дни обрел современный вид.
Руководитель музея железной дороги Пензенского региона Александр Сачков рассказал:
«В № 226 «Пензенских губернских ведомостей» от 1902 года есть любопытная новостная заметка, в которой подробно описано открытие в октябре в западной стороне вокзала путепровода под железнодорожным полотном. Приводятся интересные данные о подземном тоннеле:
«...широкий, вымощен камнем, протяжением 43 сажени (около 92 метров – Авт.), снабжен большими фонарями по обеим сторонам каменных устоев». Устройство данного сооружения было вызвано расширением полотна железной дороги до 16 путей. Горожанам приходилось долго выжидать у переезда прохода поездов. Благодаря построенному тоннелю наши предки решили проблему.
Примечательно, что в тридцатые годы прошлого столетия через Большой подъезд (так тогда назывался подземный путепровод) была проложена узкоколейка, по которой от драмтеатра до велозавода и обратно курсировал пассажирский мотовоз с тремя вагонами.
При возведении нового вокзала в 1969–1974 гг. подземный переход капитально отремонтировали».
Построили на вокзале станции «Пенза I» и второй тоннель – с выходами на платформы. Затем, в семидесятые годы, открылись подземные переходы на проспекте Победы (у магазина «Василек» и завода «Электроприбор»).
Есть своя пешеходная «подземка» и в Пензенском госуниверситете – она соединяет первый и пятый корпуса. Теперь вечно спешащим студентам в холодный период для перехода из здания в здание не надо тратить драгоценное время в раздевалках.
А вот еще один подземный переход можно наравне с привокзальным отнести к «старожилам». Он самый малоизвестный из всех и… самый необустроенный. Соединяет этот узкий, неуютный тоннель, проложенный под железной дорогой, улицу Транспортную в микрорайоне Маяк с Транспортным переулком в районе станции Пенза III. Построили его, по утверждению Александра Сачкова, где-то в конце двадцатых – начале тридцатых годов XX века. Для жителей двух микрорайонов переход имеет важное значение.
«Каждый день хожу по нему на работу и обратно, – говорит пензенец Александр. – Освещение в тоннеле плохое. Необходимо увеличить яркость и количество фонарей».
Несколько лет назад велись в активные дебаты о необходимости строительства новых подземные пешеходных переходов в центре города: около здания ЦУМа и на пересечении улиц Московской и Горького. Но пока планы так и остались планами.
Дмитрий Взоров, фото автора
Опубликовано: газета «Наша Пенза» №16 от 23.04.2025