Официальный портал городских
новостей «Наша Пенза»
Творцы кукольного царства
Дата размещения: 18.06.2025

Творцы кукольного царства

В один прекрасный день Инна Артемова по совету друзей отправилась в пензенский театр «Кукольный дом», где требовался бутафор...

Наверно, мало кто задумывался о том, как делаются шоу или спектакли, которые мы посещаем. Еще меньше – как создаются увлекательные  красивые и затейливые декорации  или, например, куклы, которые словно живые двигаются по сцене... Оказывается, творить все это не менее захватывающе, чем смотреть сам спектакль. По крайней мере, так утверждают бутафоры областного театра «Кукольный дом» Инна Артемова и Любовь Гагарина. Мало того, чтобы заняться изготовлением театральных кукол, обе девушки отказались от довольно престижных профессий...

Юрист, управленец или рукодельница?

Инна, окончив два вуза (!) и получив модные ныне специальности экономиста и юриста, в один прекрасный день по совету друзей отправилась в «Кукольный дом», где требовался бутафор...

«Я всегда любила рукоделие, – признается она. – Уже после института увлеклась созданием кукол, меня стали приглашать на выставки. Конечно, параллельно была и основная работа: сначала в банках трудилась, затем в рекламной службе, в справочно-правовой системе, потом юристом в обществе защиты прав потребителей. А два года назад пришла сюда, в театр, и больше не захотела никуда уходить!»

Люба в «Кукольном доме» уже семь лет. Пока работала, успела заочно окончить Самарскую академию культуры и искусств. Получив такое образование, девушка могла бы запросто сделать карьеру по административной линии. Например, руководить одним из учреждений культуры. Но творческая натура взяла свое.

«Я поняла, что для административно-руководящей должности нужен особый склад характера. А мне оказалось намного ближе декоративно-прикладное направление. Бутафор – моя первая специальность, которую я получила в Пензенском колледже культуры и искусств. Уже имея на руках диплом академии, поняла, что менять свою первую профессию на что-то другое категорически не желаю», – улыбается моя собеседница.

Аппетитные сырники из... поролона

В небольшой комнатке на третьем этаже театра – словно в мастерской какого-то сказочника. Со стен, полок и столиков смотрят кукольные персонажи из разных сказок и пьес. На столе у девушек швейные машинки, а рядом маленькие костюмчики, бальные платья, расшитые кружевами и бисером, мундиры с золотыми эполетами и еще куча всевозможных мини-заготовок. Это одежда для кукол, внешность которых тоже создают Инна и Люба.

«Лица и головы делаем чаще всего из папье-маше, так легче для актеров, которым приходится весь спектакль держать кукол на весу, да еще управлять встроенными в них механизмами. Но возможны и варианты: иногда исходным материалом является дерево или поролон. Все зависит от назначения куклы, от задумки художника и режиссера, – говорит Любовь Гагарина. – Все образы сначала разрабатывает художник, а мы уже думаем, как воплотить это в жизнь. Основу и внутренние механизмы куклы создают сотрудники производственного цеха, а мы отвечаем за ее внешний облик (лицо, волосы, одежду, украшения), предметы, которыми пользуются кукольные герои, например корзинки, зеркальца, расчески, какую-то еду и т. д.».

Люба высыпает на стол пухлые румяные сырники, которые сразу хочется попробовать, но в руках они оказываются неестественно легкими...
«Они из поролона, обтянуты флисом и раскрашены, – улыбается девушка. – Это для нового спектакля «Лунный сыр» (6+), который будет идти в планетарии и пока еще на стадии подготовки».

Инженерный талант и дублеры-марионетки

Вообще на художественное оформление спектакля (вместе с кук­лами и сценой) у бутафоров уходит от нескольких месяцев до полугода. Все зависит от сложности задачи. Ведь универсальных заготовок для создания тех же кукол просто не существует. Механизмы для их движения нельзя купить в магазине. Разве что какие-то отдельные части, из которых нужно сотворить целое.

О том, как заставить двигаться кукол, не понаслышке знает Инна Артемова.С недавних пор она берется чинить поломанные «мышцы» марионеток и вполне успешно с этим справляется!

«Не могу сказать, как я это делаю, – пожимает плечами девушка. – Просто представляю, как кукла устроена, и вижу, что там не так. Вот, например, скелеты из спектакля «Кот в сапогах» (6+) нам приносили. У них лопнула какая-то нить, и они перестали двигаться. Я разобралась, что именно надо подтянуть, и все заработало. Каждая кукла уникальна. Иногда приносят на ремонт куклы с очень сложными механизмами. Изготовители просто не задумываются, что когда-нибудь их творения придется чинить. Тогда этот процесс занимает массу времени, приходится разбирать чуть ли не всю куклу целиком. Вот, например, персонажи из «Гадкого утенка»  (6+) почти все восстановленные, обновленные. Этой постановке уже 25 лет, разумеется, многие ее герои со временем обветшали и поломались».

Мало того, по словам моих собеседниц, почти у каждой куклы несколько клонов-дублеров!

«Дублеры выполняют другие задачи, – поясняет Люба. – Например, Баба-яга с помелом и Баба-яга на мотоцикле. Актер просто меняет кукол, когда необходимо. Или Аленушка из новой постановки «Солдат, Алена и Змей Горыныч» (6+), у нее целый ряд дублеров в разных нарядах».

Простор для творчества

Этажерка у стены заставлена картонными коробками, из которых торчат разноцветные кусочки материи. Это запасы для изготовления мини-одежек, которые, как выяснилось, накапливать не так-то просто!

«Что-то приносим из дома, что-то зрители дарят. Ведь, чтобы сшить платье для куклы, нужен совсем небольшой лоскут. В магазине тканей тебе товар такого размера не продадут. А покупать целый отрез просто невыгодно, – поясняет Любовь Гагарина. – Поэтому мы всегда очень рады, если кто-то приносит старое кружево, бусины, бисер, кусочки кожи, пуговицы, разные блестяшки. Такие подарки расширяют простор для творчества!»

Даже дома рукодельницы не сидят без дела. Когда выдается свободная минутка, делают для себя эксклюзивные аксессуары и украшения. Правда, признаются, что большую часть вдохновения забирает театр и времени на собственные задумки остается все меньше.

«Здесь так выкладываешься, что дома на творчество уже не тянет, – смеются девушки. – Но работа у нас интересная. Наверное, поэтому и время тут летит незаметно».

Людмила Снегина, фото: автора

Опубликовано: газета "Наша Пенза" №24 от 18.06.2025