Из-за особенностей анимационного костюма человек, находящийся внутри, не всегда может увидеть детские улыбки. Но актер точно знает – дети улыбаются
На развлекательных мероприятиях, проходящих в рамках губернаторского проекта «Пензенское лето», очень часто можно встретить особых артистов – ростовых кукол. И почти всегда эти округлые и пушистые персонажи оказываются в центре внимания детей. Однако работа людей, надевающих на себя костюмы зверей и сказочных персонажей, порой бывает очень нелегкой. Этот материал о том, как выглядит мир изнутри ростовой куклы.
Работа «за кулисами»
Анимационные костюмы есть во многих пензенских организациях. В парке им. В.Г. Белинского их 16 штук. Заместитель директора Елена Филяева рассказывает: «У нас есть надувные утяжеленные куклы. Есть куклы на каркасе и поролоне. Есть такие, у которых каркасная только голова, а снизу – обычный комбинезон. И еще один вид – так называемые полуростовые куклы с «открытым лицом». У них «головы» надеваются как шапки».
Самые простые в уходе и эксплуатации – полуростовые. В костюме Белочки работать уже заметно сложнее. Двигаться в нем проблематично, а при резком неосторожном повороте есть опасность сбить с ног ребенка массивным пристяжным хвостом.
Больше всего трудностей с надувными костюмами. Актеру сложно даже забраться в него без посторонней помощи.
Кроме того, надувные куклы довольно тяжелы. Костюм Медведя – самый массивный в хозяйстве парка. Он весит около 20 килограммов и справиться с ним могут только мужчины. Для остальных кукол никакой «половой» дискриминации не существует. «Внутри» мужского персонажа вполне может находиться женщина.
Костюмер парка Елена Лакодина признается: «Чем больше кукла, тем тяжелее за ней уход».
Костюмы приходится чистить после каждого выступления. Некоторые элементы нарядов стираются в обычной машинке. Другие отправляются в химчистку. Сложнее всего с каркасными куклами. У них приходится вынимать каркас, а после чистки снова пришивать его на место.
«В теплую погоду обычно достаточно обеспыливания. Зимой костюмы тоже приходится чистить, потому что на ноги кукол налипают опилки и песок, которыми посыпают лед. После чистки мы приводим «наряды» в порядок: расчесываем шерсть, где-то что-то подклеиваем, подшиваем», – отмечает Елена.
Ростовые куклы сделаны так, что их сложно поломать. Но дети во время активных игр умудряются это сделать. Чаще всего ребята повреждают торчащие части – хвосты, усы.
Елена Лакодина приводит пример: «У нас раньше был Шрек. Его после одного праздника двора пришлось чинить почти полностью. Шрек в тот день еле «выжил». Я заново приклеивала ему зубы, чинила ушки».
Взгляд изнутри
У ростовой куклы есть душа. Это человек, который оживляет пустой костюм. Культорганизатор Дарья Батищева забирается в куклу минимум раз в неделю. Ее любимцы – костюмы Зайца и Собаки.
«Я в парке работаю с февраля 2020 года, – рассказывает Дарья. – Но начинала совсем в другой должности – была специалистом по охране труда. Однако в культурно-досуговом отделе иногда не хватает людей для проведения масштабных праздников. Тогда привлекаются сотрудники из других подразделений. Я всегда была «за», когда мне предлагали поработать в ростовой кукле. Потом сама стала проситься на эту работу. И однажды подумала: «Кого я обманываю? Мне пора полностью переходить в культурно-досуговый отдел».
Обычно в мероприятиях парка участвует по две куклы. В крупных праздниках – 5–6 или больше.
У «операторов» ростовых кукол есть свой порядок действий при работе с детьми. Дарья Батищева: «Сначала я машу ребенку рукой, чтобы посмотреть, как он отреагирует. Если малыш дает обратную связь, можно присесть к нему, приобнять (если позволяет костюм). Если ребенок пугается – отхожу в сторонку». Впрочем, отмечает культорганизатор, обычно кукол боятся лишь совсем маленькие дети.
Рядом с человеком в костюме почти всегда работает напарник в простой одежде. Он следит за таймингом, чтобы артист не находился в ростовой кукле дольше 20 минут (иначе легко можно перегреться). Еще напарник помогает разрешать сложные ситуации и следит за окружающей обстановкой. Ведь обзор изнутри ростовой куклы осуществляется через сетчатый материал. Видно через него не очень хорошо. «Смотровое окно» обычно располагается во рту куклы. Только у высокой куклы Дракона Кондрата обзорное отверстие находится в шее.
Во время мероприятий «разговаривают» только те куклы, в которых у «обитателей» открыты лица. Остальные молчат, взаимодействуя с миром посредством действий и жестов.
Ростовые куклы работают в любое время года. Зимой внутри костюма находиться довольно комфортно. Осенью и весной кукол стараются беречь от грязи. В ветреную погоду большие «головы» ростовых кукол начинают работать как паруса и артистов нередко качает от резких порывов. А в дождь мероприятия обычно не проводятся.
Но сложнее всего работать в жару. Дарья Батищева делится впечатлениями: «В надувных костюмах летом вполне комфортно – там всегда циркулирует воздух. В куклах с «открытым лицом» терпимо. В закрытых костюмах очень тяжело. Жару еще можно вытерпеть. Духоту сложнее. Еще в некоторых куклах совершенно не дышащая подкладка. Там ты начинаешь потеть уже на стадии одевания».
Для спасения от духоты куклы отходят в сторону, снимают «голову», чтобы подышать. Антиперсперанты, останавливающие потоотделение, не помогают. После мероприятий всегда приходится переодеваться – одежда насквозь промокает от пота. Хотя облачение для работы Дарья всегда выбирает самое легкое – хлопчатобумажные шорты и футболку. Впрочем, 20 минут жары можно потерпеть, если морально подготовиться к этому.
Кроме выносливости, для работы внутри ростовой куклы требуются любовь к детям, а также раскрепощенность, инициативность. Никому не нужна ростовая кукла, которая будет просто стоять.
Есть в работе тех, кто оживляет кукольных персонажей, и очевидные плюсы: она приносит искреннюю радость людям. Дарья Батищева уверяет: «Дети реагируют положительно на любых кукол. Ребята сразу подходят с улыбками. Им хочется обнять, подержать куклу за мохнатую лапу. Взрослые тоже нас любят. Особенно им нравится большой надувной медведь. Они подходят к нему, просят разрешения потрогать, сфотографироваться».
Антон Инюшев, фото автора
Опубликовано: газета "Наша Пенза" №25 от 25.06.2025